екатерина 2

Инструкция Екатерины II по воспитанию внуков


Никаких перин — только закаливание. Едой не пичкать, за столом кормить ровно столько, сколько требует организм, а в качестве «перекуса» между приёмами пищи — давать только чёрный хлеб. Зато игр — сколько угодно, ведь «детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей». Принципы воспитания Екатерины II были поистине революционны, а читать их интересно и в наши дни.


В 1784 г. Екатерина II составила подробную инструкцию по воспитанию своих внуков для князя Николая Ивановича Салтыкова — официального воспитателя Александра и Константина.
Её собственный сын, будущий император Павел I воспитывался по старинке — его кутали в меха и перекармливали, а потакающие всем его прихотям мамушки и старухи, по словам императрицы, «причинили ему несравненно больше физического и нравственного зла, нежели добра…»
Сама Екатерина не могла вмешиваться в воспитание маленького сына, ей оставалось только наблюдать и терпеть. Когда же, после дворцового переворота 1862 года, она стала полновластной императрицей, характер Павла был уже безнадёжно испорчен.
«У сына моего плохое здоровье и негодная душа, то последствия дурного воспитания. С внуками моими будет иначе!» — изрекла Екатерина.
В талантливом педагогическом трактате «Наставление о воспитании…» изложены принципы воспитания здоровой личности — строгость, умеренность, разумные ограничения в сочетании с естественностью и свободой.
Судя по этому документу, обстановка, которая окружала Александра и его брата, более походила на быт просвещенных европейских семей, чем на быт домостроевской России. Кое с какими рекомендациями императрицы современные психологи бы поспорили («…когда упадут или ударятся обо что, немного то уважать, и слезы запрещать»), но большая часть инструкции выглядит и сегодня современно и более чем разумно.
Интересно, что императрица не ограничилась составлением инструкции — она также отобрала 126 русских пословиц и написала две назидательные сказки.


Вот несколько интересных выдержек из «Наставлений» Екатерины:
***
Не запрещать им играть, сколько хотят.
***
Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы и склонности их.
***
Детей не должно унимать или выговоры им чинить ради их детской забавы и игры, или детских малых неисправностей, и за все то, что само время и рассудок исправят.
Детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей.
***
Приставникам с терпением слушать надлежит детские речи и разговоры детей, разговаривая с воспитанниками дружелюбно и рассуждая с ними, о чем дело идет, дабы дети повадились к рассуждению.
***
Ложь и обман запрещать надлежит как детям самим, так и окружающим их, даже в шутках не употреблять но отвращать их от лжи.
***
Отдалить от глаз и ушей их высочеств все худые и порочные примеры. Чтоб никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов, и не сердился.
Выговоры чинить детям наедине и всегда с степенным видом и голосом; а хвалить, когда тоге достойны, при свидетелях.
***
Буде единожды приставники детям отказали в чем, то чтоб криком и плачем не могли выпросить.
***
К учению не принуждать детей и за учение не бранить. Буде учатся хорошо с охотою, тогда похвалить.


***
Надлежит поощрять в детях любопытство, и для того вопросы детей выслушивать должно терпеливо, на вопросы их ответствовать с точностию.
Не столько учить детей, колико им нужно дать охоту, желание и любовь к знанию, дабы сами искали умножить свое знание.
***
Языкам не иначе учить, как разговаривая с ними на тех языках.
***
Запрещается принуждать детей твердить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет.
***
Страхом научить нельзя; ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать.
***
Буде желательно детей отвадить от игры, то на то верный способ есть — принуждать их несколько часов сряду ежедневно играть тою игрушкою.


Из: «Екатерина II, «Наставление о воспитании великих князей Александра и Константина», 13 марта 1784 года. Собрание русского императорского исторического общества, т. 10, стр. 310-330

нездоровые отношения

7 признаков нездоровых отношений и как из них выйти

Распознать деструктивные отношения бывает непросто: они могут длиться годами. Но тревожные звоночки все же есть, главное – услышать их ...
«Далее»
похитители жизненной энергии

Топ-5 похитителей жизненной энергии

Очень часто мы теряем силы из-за каких-то плохих мыслей и пустяков. Давайте посмотрим, от чего и как нужно избавляться, чтобы ...
«Далее»
синдром самозванца

Как справиться с синдромом самозванца

Впервые об этом синдроме заговорили в 1978 г. психологи Полин Роуз Клэнс и Сюзан Аймс. Они обнаружили, что женщины, которым ...
«Далее»
как уйти от абьюзера

Уйти от абьюзера. А что дальше?

Манипулятор умело жонглирует вашим чувством вины, поэтому разорвать с ним отношения не так просто. А если вы решились это сделать, ...
«Далее»
ходьба приведет мысли в порядок

Ходьба приведет мысли в порядок

Осознанная ходьба помогает пробудить креативность и начать генерировать новые идеи. Разбираемся, чем полезны прогулки в одиночестве ...
«Далее»
утомление

Как понять, что у вас утомление

Действуете на автопилоте? Окружающие вызывают лишь раздражение? Не помните, когда по-настоящему чему-то радовались? Все это – признаки утомления, которое может ...
«Далее»
никсен

Никсен: искусство ничего не делать

Психологи утверждают: нечастое безделие является лучшей профилактикой стрессов. Об этом говорит и голландская философия никсен ...
«Далее»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *